Мастерская Писанки

        Писанка- древнее обрядовое искусство росписи яиц с помощью воска и красок.
      Писанка - это оберег, который несет в себе образы семейного счастья, благополучия, достатка, здоровья.
    Традиция росписи живого птичьего яйца существует  более 5 тыс. лет.
     Символы, которые наносятся на яйцо, не случайны. Сюжеты писанок хранились и передавались из поколения в поколение.
     Пишут писанки на здоровье и благополучие семьи, на достаток, на исполнение желаний, на удачу, на устроение в делах.
     Для женщин - на замужество, на зачатие и благополучное рождение ребенка, на раскрытие женской силы.
     Для мужчин пишут обереги на обретение мужской силы и мудрости.
Пишут писанки детям, взрослым и пожилым.
 

("Украинская народная писанка" Вера Манько, перевод Дарьи Игриневой)

 

....Когда берёшь в руки писанку – это маленькое чудо, созданное руками простой крестьянки из отдалённого украинского села, − трудно представить себе, что почти такую же когда-то – возможно, несколько тысяч лет назад −  держал в своих руках далёкий предок, выписывая на ней солнечные знаки: динамичную свастику или утончённую спираль… или внезапно посыплется чёрточками дождик и засеются пятнышками зерна, или «воловьими глазками» заглянет в твою душу старый бог. А на этой – какой-то творец-философ положил на чёрный фон красный бесконечник …

........Вопрос генезиса украинской писанки остаётся неисследованным: археология не имеет никаких свидетельств существования на просторах Украины (Киевской Руси) расписанных яиц, в то время как на территории соседней Польши по время раскопок могил X-XIII вв. (Ополе, Вроцлав, Новоград) были найдены расписанные скорлупки и даже одна целая писанка; находили культовые яйца и в курганных захоронениях скифов в Восточном Крыму (IV ст. до Р. Х.). В общем расписанные яйца находили как на территории Европы, так и в Африке и Азии. Древнейшие находки принадлежать египетским и нубийским захоронениям. Это обычно страусиные яйца, в Европе напротив находили гусиные и куриные. Кладка яиц у могилы было характерно почти для всех культур Средиземноморья.

...

Во многих мифологиях существует образ мирового (космического) яйца, из которого возникает вселенная или рождается бог-творец. Так, по ведической космогонии, из яйца возник творец Праджапати, он же Брахма. У славян яйцо было началом всего, прообразом космоса (книжная традиция); они верили, что весь мир похож на большое яйцо: скорлупа – это небо, плёнка – облака, белок – вода, желток – земля.

А в керамике трипольской культуры можно попасть на мотив разделённого яйца: изображение двойного яйца, которое разделяет змей. Само яйцо может быть разделено поперёк (по диаметру) или знаком змеи, или сосенкой, что передаёт представление про раздел на два мира. Отсюда следует считать, что в древнейших верованиях космическое яйцо, из которого всё возникло, снёс и поделил пополам змей, бог земли, подземелья, а также огня. «Поэтому одно из атрибутов весеннего поганского(?) праздника, посвящённого воскрешению духа роста, − яйцо, символ змея, божества земли (человеческого рода), которого считали в то же время богиней (праматерью), родителем всего живого в мире» .

Про то, что яйца является атрибутом змея, свидетельствует наиболее популярная и символическая красная краска пасхальных яиц: именно красной охрой посыпали покойника в древности; яйца называли «красными» даже тогда, когда краска была иной (правда, со временем произошло переосмысление цвета). Потому, полностью понятным становится, почему яйцу приписывалась магическая способность влиять на плодородие растений, прибавление скота и рождение детей: способность лечить и делать красивыми, а также предотвращает пожар и гром – это всё способности Змея-громовика.

В эпоху бронзы со сменой мужской и женской позиции в мироустроении – теперь небо принадлежит богу, а земля богине – яйцо становится атрибутом солнечной птицы – петуха (в наших сказках про яйцо всё-таки доминирует курица), а потому солнца и возрождения, про что свидетельствует загадка: «Живое родит мёртвое, мёртвое родит живое» (курица и яйцо).

Отсюда некоторые учёные считают, что именно вера в возрождающую силу яйца была причиной его использования в похоронном обряде. Согласно с этой же теорией А. Голана, это - свидетельство отхода умершего во владения змея. Так или иначе, но археологи, начиная с периода ранней бронзы, нашли немало таких культовых яиц (не писанок) во время раскопок древних могил на территории современной Украины. В период поздней бронзы изготовляли каменные или глиняные яйца.

Известно, что в период Киевской Руси, кроме писанок на птичьих яйцах, делали и керамические. В 80-х годах XIX века во время раскопок Кривушанской могилы археолог Уваров нашёл такие керамические яйца. Такую же находку обнаружил в 1908 году во время раскопок на Полтавщине и Викентий Хвойка. Совсем недавно, несколько лет тому назад, одна глиняная писанка была найдена во время раскопок древнего Галича (с. Крылос) на Западной Украине .

Древнейшая украинская керамическая писанка, которую нашли археологи, датируется IX в. после Р. Х. Вообще, таких писанок во время раскопок было найдено порядка 70 штук; они были очень распространены в Киевской Руси и имели характерную роспись, которая выполнялась особенной техникой. На общем буром , зелёном, реже жёлтом фоне – сплетение жёлтых и зелёных полос, которое передавало «сосенку») -  вечнозелёное растение, которое стелется по земле. Эти писанки изготавливались в больших городах, где существовало производство кирпича и керамической плитки, таких как Киев, Чернигов и т. п.

Писанка – абсолютно уникальное произведение народного гения. «Во всём народном творчестве нет такого предмета, который бы конденсировал в себе столько образно-символического содержания, как писанка. Её дарили в знак перемирия, пожелания здоровья, красоты, силы, урожая, использовали как предотвращение стихийного бедствия» – грома, пожара; для лечения разных болезней, от испуга, наговора; катали по зелени  и закапывали в землю на ниве, чтобы хлеб был полными и не полегал, подкладывали под улей, чтобы бесконечно роились пчёлы…

«Каждый предмет народного творчества наряду с практическим предназначением в обряде играл роль знака социальных отношений, поскольку воплощал в себе единство символического и практического содержания. Именно в традиционном фольклорном окружении предметы всегда суть знаки, а знаки суть предметы. Образно-символический статус обуславливается их функциональным назначением в семиотической системе праздника и обряда. При включении в эту систему они функционируют как «знаки», обрядовые символы с определённой семантикой, без неё - лишаются этого символического содержания, превращаются в обыкновенные бытовые изделия… Писанка отличается наивысшим семиотическим статусом, в ней знаковость, как символ обновления жизни, выражена максимально, а утилитарность - минимально» .

Символическое значение писанки складывается из двух составных частей: 1) из значения самого яйца, в котором есть живой зародыш петуха (солнечной птицы); 2) из значения написанных на нём символических знаков. Поэтому писанки никогда не варили и не употребляли в пищу, ими также никогда не играли в «биток» или «каток», поскольку они были помечены магическими знаками, связанных с древними верованиями, и осознание их культового значения сохранилось даже до XX столетия. Соответственно и обрядовый статус писанки был намного выше, чем у крашенки. Следует тут напомнить, что в Украине существовало два вида раскрашенных яиц - крашенки и писанки.

КРАШЕНКИ – варёные яйца, закрашенные в один цвет: жёлтый, красный, зелёный, синий, фиолетовый. Их употребляли в пищу, когда разговлялись на Пасху, и использовали в пасхальных забавах.

ПИСАНКИ – сырые яйца, с нанесённым на них символическим рисунком и закрашенные в три-четыре цвета.

Писанка тесно связана со старинными украинскими верованиями, народным календарём, который основывался на солнечном цикле и которому – начиная с зимнего поворота солнца до момента, когда день становится больше ночи – соответствовали определённые праздники: Калиты, Коляды, Щедривки, Орданы, Колодия и, наконец, − Пасхи. Именно в этот день праздновали победу солнца над тьмой, жизни над смертью, весны над зимой и в качестве солнечного символа дарили «красные яички». Даже с принятием христианства вместе с его календарными праздниками, которые часто накладывались на языческие, первоначальное название «Велыкодень» («Великий день») – Пасха – сохранился, поскольку его семантическое значение «самого большого (длинного) дня» как нельзя лучше соответствовало переносному значению «самого важного (значительного) дня» христиан – Воскресению Иисуса Христа.

Исследователь писанок В. Щербаковский даже делает предположение: «Можно думать, что на Украине в древности разговение пасхальной крашенкой играли в мистериях в честь бога Солнца такую же роль, что и причастие в христианстве, а писанка в этих мистериях могла служить символом воскресшего бога Солнца, и, покрытая его знаками, имела в глазах людей добродеятельную и даже, может быть, чудодейственную силу, особенно тогда, когда и само солнце уже достигло своей полной силы» (29, 7). Выразительный характер солнечного культа имеет обычай катать яйца, он подобен своей семантикой катанию иных солнечных символов – каравая и свадебного венка, он будто бы передаёт движение солнца по небу (23, 28).

Поэтому неудивительно, что византийская и русская гимнографии (?) называли Христа «праведным», «умным», «мыслящим» солнцем, «солнцем, которое не заходит»; такая метафоричность подчёркивала не только различие между христианским и языческим богом, но и то, что новая религия для понятливости пользовалась старым митопоэтическим языком. А наши предки, если оказывались в ситуации, когда нечему было молиться, крестились и молились на солнце.

Однако, писанка сумела вписаться в христианский пасхальный ритуал, и «история» её происхождения в народных верованиях имеет даже большую привязку к христианским мотивам, языческие почти стёрлись; стало исчезать и понимание магического значения орнамента писанки, цвета, вместо этого появились надписи: «Христос воскрес!», «Воистину воскрес!», «Да воскреснет Бог».

Хотя до нашего времени не дошли аутентические образцы писанок дохристианского периода, однако определённое представление о них мы можем иметь, потому что искусство писания писанок всегда было и есть достаточно консервативным. Люди в древности считали, что символические знаки, которые наносили на писанку, имели для человека магическую силу, и тот, кто писал, не имел права вносить изменения в её рисунок, точно также как нельзя было изменять слов молитвы, − потому что это было нарушением не только канона, но и религиозно-мировоззренческих законов, которые за ним стоят. Поэтому, столетиями в определённой местности писали писанки с одними и теми же орнаментами, хотя некоторые мастерицы и добавляли к традиционным узорам свои элементы, которые, впрочем, не разрушали общего замысла, а также, оперируя определённым набором символических знаков, создавали новые композиции. При этом в народной памяти остались лучшие образцы, которые и воссоздавались из года в год. Таким образом происходило развитие искусства писания. В одно и то же время орнамент писанки – произведение тысячелетней традиции и вековых изменений, и с него требуется тщательно, пласт за пластом, снимать наносы разных культур, стилей, элементов иных видов искусства.

Писанка принадлежит к первым иконографическим текстам, которые в максимально сжатой форме передают древние митопоэтические представления про устройство мира, пространственную и временную структуру космоса, понятие о боге, его ипостасях и влияние на жизненно важные для человека вещи. Поэтому сохраняя неизменными древние узоры, мы тем самым сохраняем и то, что не смогло до нас дойти посредством написанного на бумаге, дереве, камне, а дошло на хрупком яйце, из которого внезапно возникло уникальное богатство родной культуры.

О культовом значении писанок свидетельствует сам процесс их пискания, который являестя в определённой степени обрядом, который начинался в Чистый четверг. Кроме яйца, особенное символическое ритуальное значение имели и другие вещи, которые использовались во время писания: вода, воск, огонь, краски… Ведь воду для мытья яиц и приготовления красок мастерица должна была брать непочатую, которая имеет особенную целительскую силу, нести эту воду рано по утру, не поворачиваясь назад или по сторонам, при встрече с прохожими не должна приветствовать и отвечать на вопросы, выдерживая полное молчание (см. 23, 15).

Вполне возможным представляется (полностью вероятным) молитвенный аспект писанки, на это наталкивают свидетельства приговаривания в процессе писания и особенный, подобный молитвенному настрой; вероятно, знаки-символы оговаривались соответственно содержанию, который в них вкладывался, наполнялись внутренней энергией, которая придавала им действенной силы того или иного пожелания; возможно, такой молитвослов был установлен для тех или иных типов писанки, а, следовательно, для разных категорий людей, которым они предназначались. Мастерица должна была словом и мыслью – формулами-заклинаниями, которые переходят в молитву, – «замолить» (11, 176), закрепить магическую силу узоров, ведь писанка принадлежит к обрядовой действительности, которой присуще синкретическое единство мысленных, словесных, изобразительных и иных форм. Кроме того, древние узоры – это графическая запись молитвы-прошения: о дожде, урожае, о женском плодородии.

С точки зрения искусства писанка поражает утончённостью росписи на маленькой поверхности; законченностью и богатством композиционных вариантов и орнаментальных элементов и мотивов. Восхищают эти миниатюры и своей динамичностью (24, 453), поскольку иногда требуют особенного восприятия – поворота на 90°, 180°, а то и на 360°; иногда такое движение бывает ещё более сложным, и ты глазом следишь за бесконечником, как за философией жизни – без начала и конца, – осознавая, что где-то тут, в яйце, скрывается загадка жизни и смерти. Кроме ритма линий, писанка – это ритмоцвет, который своей чистой колористикой напоминает символические слова-цвета заговоров или последний малярский авангард. К тому же художественная форма – «ритмическая организация, орнаментальность, стилизация, согласованность с формой предмета» - неотделима в ней от знакового содержания (20, 12-14). Уникальной является и восковая техника, в Южной Индии её используют для орнаментирования ткани, так называемый горячий батик.

Конечно орнамент заслуживает отдельного слова. Некоторые его идеи – изображения дождя, зерна – напоминают формы примитивного искусства наскальных рисунков. Особенностью узора и то, что он показывает (не изображает вещи такими, какими они есть), а рассказывает (передаёт общую идею), приближаясь этим к пиктографическому письму. Орнамент украинской писанки в общем перекликается с орнаментом посуды Трипольской культуры, а это 3500-1700 лет до Р. Х. Учёные находят отклики и с орнаментом вышивки и ковров, настенных росписей, керамики (24, 451), резьбой по дереву, что является вполне понятным, потому как декоративные узоры – это суть традиционные обереги, которыми обозначалось всё вокруг – ткань, стены, дерево, посуду.

В. Щербаковский считает, что «писанковый орнамент имеет свой созданный полностью определённый стиль, которым она резко отличается от орнаментальных стилей на других предметах быта, связанных с иными материалами и поверхностями. Нарушение стиля всегда характеризуется очень слабым рисунком, отсутствием композиции, неясностью замысла и недостатком символов, так что в этих случаях всегда можно констатировать прерывание традиции» (29, 7). К сожалению, мы можем лишь подтвердить эту мысль относительно современных писанок: их количество и характер свидетельствуют про упадок традиции писания писанок на Украине в последние 50 лет.

Писанки разных регионов Украины имеют свои характерные особенности, что в общем соответствует распространению узоров в вышивке: «в северной полосе писанки отличаются бедностью окрашивания (красная краска на белой) и геометрическим узором; в средней полосе – узор преимущественно растительный и более яркий; а в южной полосе писанки отличаются выдающейся полихромностью и разнообразием рисунка» (3, 190). В то же время орнаментация писанок общая для всей Украины, к тому же на всех этнических украинских землях очень много однотипных писанок. Каждая писанка имела своё название и своё назначение, про что мы расскажем далее.

Кроме украинцев, писание писанок распространено и среди поляков, румын, словаков, а также литовцев. Очень похожие на украинские писанки имеют лужицкие сербы, которые живут на территории Германии.

У многих народов мира и поныне существует обычай использовать яйца в пасхальных празднествах, но они в большинстве своём делают крашанки, а если и расписывают яйца, то очень просто. В Украине же искусство писания писанок достигло наивысшего уровня своего развития и стало отдельным видом искусство, а писанка – одним из культурных символов Украины. Поэтому неудивительно, что в Канаде украинские эмигранты поставили ей памятник.....

 

 

 

Hosted by uCoz